По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Фотолетопись Кашина»

kashin.pravorg@mail.ru

Фотолетописцы города Кашина

Благодаря профессиональным фотохудожникам кон. XIX - нач. XX в.в. мы имеем уникальную возможность совершить путешествие во времени и побывать в старом Кашине - удивительном православном русском городе! Имена данных фотохудожников вошли в историю:

 

*   *   *

Колотильщиков Василий Арсеньевич (1868-1958), краевед, мастер фотографии. Родился в Кашине. Занимался торговлей, в кон. 19 в. открыл фотографический салон. Колотильщиков В.А. - автор свыше 500 фотографий с видами города Кашина, окрестных дворянских усадеб, важных событий, происходивших в городе, горожан.

Работы Колотильщикова В.А. отмечены серебряной медалью на Всемирной фотографической выставке в Москве (1907) и грамотой на Всемирной фотографической выставке в Париже (1911), экспонировались на Калининской областной выставке, посвященной 150-летию фотографии (1989), используются для иллюстрирования книг по краеведению (например, Кириков Б.М. Кашин. Л.,1988 и др.), часть снимков экспонируется в Кашинском краеведческом музее.

 

*   *   *

Максим Петрович Дмитриев (21 августа 1858-1948) - русский фотограф XIX - XX веков, основоположник жанра публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества.

Родился 21 августа 1858 года в деревне Повалишино Кирсановского уезда Тамбовской губернии. В 1877 году переехал в Нижний Новгород и устроился на работу в мастерскую фотохудожника А.О. Карелина. За 10 лет работы он освоил все тонкости работы фотохудожника и 1887 году открыл в Нижнем Новгороде собственную мастерскую.

Дмитриев был талантливым фотопортретистом и фотодокументалистом. В течение нескольких лет он объездил все приволжские города, снимал волжские пейзажи, виды городов, бытовые сценки. Его работы были отмечены высокими наградами на выставках в Париже, Амстердаме, Чикаго и Нью-Йорке. В бывшем помещении ателье Дмитриева открыт первый в России музей фотографии.

 

*   *   *

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (18 августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя - 27 сентября 1944, Париж, Франция) - русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Родился 18 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. 20 августа 1863 года он был крещен в ближайшей к имению церкви Архангела Михаила Архангельского погоста (на кладбище которого в 2008 г. обнаружено надгробие полного тёзки С.М. Прокудина-Горского).

По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил в 1889 году Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Изучал также живопись в Императорской Академии художеств. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже, где сотрудничал с химиками и изобретателями Жюлем-Эдме Момене и Адольфом Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

Вернувшись в Россию в середине 1890-х годов, женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) - дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

В 1897 году Прокудин-Горский начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО) (он продолжил эти доклады до 1918 года). В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.

Второго августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

Тринадцатого декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами». Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года.

В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана (апрель), Черноморского побережья (июнь) и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (декабрь).

В апреле - сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по России, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с Общиной Святой Евгении. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 открытых писем.

С апреля по сентябрь 1906 года Прокудин-Горский проводил много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

В декабре 1906 года Прокудин-Горский первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 года (англ.) русск. в горах Тянь-Шаня близ станции Черняево над Салюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары.

В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены.

Тридцатого мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз - экспонатов Эрмитажа - впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Прокудин-Горский выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города.

В это время Сергей Михайлович задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились.

В 1909-1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.

В марте 1910 года состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных Прокудиным-Горским. В 1910-1912 годах в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути Прокудин совершил большое путешествие по Уралу. В январе 1911 года он прочитал в Академии художеств в Петербурге лекцию «Достопримечательности по Мариинскому водному пути и Верхней Волге, и несколько слов о важности цветной фотографии». В 1911 году Прокудин-Горский дважды совершил фотоэкспедиции в Туркестан, снимал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях.

В 1911-1912 годах к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года Прокудин-Горский фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России.

В 1912 году Прокудин-Горский фотографировал Камско-Тобольский водный путь и Оку. В том же году закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России. В 1913-1914 годах Прокудин-Горский участвовал в создании акционерного общества «Биохром», которое, в числе прочего, предлагало услуги по цветной фотографии и по печатанию чёрно-белых и цветных фотографий.

В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. С началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию - сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России временно возобновилась.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 г., уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.

В 1920—1922 годах Прокудин-Горский написал серию статей для «British Journal of Photography» (Британский журнал по фотографии) и получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии».

Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.

Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

*   *   *

Андрей Андреевич Сигсон (30 ноября 1840, Варшава - 1 июня 1907, Рыбинск) - рыбинский фотограф, один из первых российских фотохудожников.

Родился 30 ноября 1840 года в Варшаве в мещанской польской семье. Провёл здесь детские и юношеские годы.

Заинтересовался фотографией в возрасте 14-15 лет и устроился работать помощником фотографа. Через два года открыл собственную дагерротипную фотографию в Уфе.

В 1860-х годах работал помощником фотографа С. Зимулина в Рыбинске. Вскоре стал его компаньоном, а после его смерти - владельцем фотосалона. Сохранилось множество выполненных в его салоне фотопортретов.

Помимо создания фотопортретов, Сигсон снимал постройку Рыбинско-Бологовской железной дороги, по заказу Министерства путей сообщения сделал около 40 снимков волжских судов, выполнял заказы пароходного общества «Самолёт», канатной фабрики М. Н. Журавлёва, фотографировал виды Рыбинска и окрестностей.

С начала 1870-х годов занимался микроскопическим фотографированием. Первым из российских фотографов стал снимать снежинки; всего им сфотографировано около 200 их форм. Для получения снимка снежинка ловилась на редкую сетку из шелковинок, затем помещалась под микроскоп при увеличении от 15 до 24 раз. Чтобы не растопить объект, приходилось охлаждать руки и дышать через трубку, отводящую воздух в сторону.

На Политехнической выставке 1872 года в Москве за первые свои результаты в области микрофотографии Сигсон получил Большую серебряную медаль. Его фотографии снежинок за несколько лет опубликованы им в «Журнале Русского физико-химического общества» за 1892 год, часть снимков была передана физическому отделению Русского физико-химического общества, часть экспонировалась на Московской географической выставке 1892 года. Микрофотографии Сигсона имели большой успех на IV фотографической выставке в Санкт-Петербурге в 1894 году, Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году (впервые представлены более 80 снимков инея, изморози, снежной крупы), Парижской всемирной выставке 1900 года (получил золотую медаль, обойдя профессора Берлинского университета Гельмана - de:Gustav Hellmann).

Сигсон получал заказы из университетов Германии, Франции, Англии, Италии и Испании, его фотографии снежинок имели Киевский, Санкт-Петербургский и Московский университеты, Главная физическая обсерватория. Его работы попали в «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, различные научные сочинения и учебные руководства.

Благодаря фотографии заработал «ревматизм» пальцев рук. Рыбинцы не относились серьёзно к занятиям фотографа, считая их пустяками, мешающими зарабатывать деньги на портретных фотографиях. Андрей Андреевич умер от порока сердца 1 июня 1907 года в Рыбинске, и похоронен на Новогеоргиевском (Всехсвятском) кладбище; его захоронение сохранилось.

Наиболее полная коллекция старинных фотографий содержится в краеведческой группе проекта «Кашин Православный» ВКонтакте Иванова М.В. - «Фотолетопись Кашина».

 

«Фотолетопись Кашина» ©, с 2012 года от Р.Х